Пт, 26.04.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Что мы знаем о штурманской службе? - Авиафорум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Авиафорум » Лётный состав » Штурманы » Что мы знаем о штурманской службе?
Что мы знаем о штурманской службе?
Nice_Pussy_CatДата: Сб, 26.03.2011, 16:28 | Сообщение # 1
КВС
Группа: Администраторы
Сообщений: 2799
Награды: 2
Репутация: 4
Статус: Offline
Днём рождения штурманской службы считается 24 марта 1916 года, когда в авиации была создана центральная аэронавигационная станция. Почему именно это событие послужило точкой отсчёта? Ответ на этот вопрос мы решили получить у самих авиаторов.

Немного истории

– Вообще-то начало штурманскому делу в России было положено гораздо раньше. В 1701 году Пётр Первый учредил в Москве школу математических и навигационных, то есть «мореходных хитростных искусств учений». А в 1715-м в Петербурге открылась Академия морской гвардии. Заложенные тогда принципы пригодились позже и при подготовке воздушных штурманов.
А в 1912 году Николай Второй, по достоинству оценив действия русских лётчиков в Балканской войне, выделил авиацию в самостоятельный род вооружённых сил. Именно в тот период боевых действий русские лётчики по своей инициативе устанавливали на самолётах пулемёты. Пилоту стал необходим надёжный партнёр-наблюдатель, который вёл разведку и обстрел противника. Но, конечно, как таковая штурманская служба «родилась», когда при штабе ВВС был создан специальный отдел.
Интересно, что первыми штурманами стали офицеры артиллерии. Причём только те из них, которые помимо умения корректировать огонь обладали математическими знаниями и таким же складом ума. Во время Первой мировой войны бомбардиры успешно переквалифицировались в навигаторов. Они снабжали лётчиков полётными картами, устанавливали навигационные приборы на самолётах «Илья Муромец».
Самое бурное развитие штурманская служба получила в 20-30-е годы. Вся советская страна знала имена героев, совершавших удивительные воздушные подвиги. Мир рукоплескал экипажу, сделавшему суперперелёт (20600 километров!) из Москвы в Нью-Йорк на самолёте АНТ-4. Виртуозно прошли 10-километровую, сложнейшую небесную трассу Москва – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва три самолёта Р-5. Предельная дальность покорилась и крупным авиасоединениям, что блестяще продемонстрировали над Красной площадью 500 самолётов. Ни один из них не нарушил чёткий строй. Справиться со столь сложной задачей лётчикам помогли именно штурманы, которые всё рассчитали с предельной точностью.

Штурманский ум

Над их математическими способностями лётные братья подшучивают, слагают анекдоты. Но в сложных ситуациях благодарят Бога за штурманскую точность, за штурманский ум. Сами же штурманы шутят, что хранится их ум в кирзовом планшете и представляет собой различные карты, схемы, таблицы с углами прицеливания и наклонными дальностями и логарифмическую линейку. В обязанности штурмана самолёта входит сбор данных о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом. Все эти данные он должен проанализировать, сопоставить и выдать пилоту в виде трёх цифр: курса, высоты и скорости полёта.
С момента взлёта и до посадки штурман готов в любое мгновение указать местонахождение самолёта, время полёта до цели, расход горючего, его запас, внести поправки в курс, скорость и высоту, выдать готовое решение на случай ухода на запасной аэродром из любой точки маршрута. Он должен привести самолёт к цели в точно определённое время — ни секундой раньше, ни секундой позже, рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и вывести в неё машину, а потом отбомбиться.
Вот почему тугодуму в штурманской службе делать нечего. Решения он должен принимать молниеносно, пока самолёт летит, а летит он со скоростью 250 метров в секунду. Вольное обращение с цифрами тоже неприемлемо, математическое понятие «одна десятая» в лексиконе этих людей отсутствует. А ещё штурманы постоянно учатся. Без высокого уровня их подготовки невозможно освоение новых самолётов, тактики, оружия.
Сегодня штурманы не только прокладывают маршруты на карте и рассчитывают время воздушного похода. Они выполняют программирование полёта с учётом тактической обстановки и рельефа местности, например, для фронтовых бомбардировщиков Су-24, имеющих на борту цифровые и аналоговые вычислительные машины. Установка этих программ, а также анализ выполненной задачи на основе результата полёта совместно с лётным и инженерно-техническим составом тоже входит в его обязанности. На современных самолётах фронтовой авиации Су-34, Су-24, МиГ-31 штурман – это не только навигатор, но и член экипажа, обеспечивающий обнаружение, захват и уничтожение цели управляемыми ракетами с телевизионным, лазерным, командным и другими видами наведения.

Александра ГАЛИНСКАЯ


 
Авиафорум » Лётный состав » Штурманы » Что мы знаем о штурманской службе?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: